— Каковы, на Ваш взгляд, основные тенденции развития систем связи на железнодорожном транспорте? Какие технологии будут более всего востребованы на железной дороге в ближайшее время?
— Развитие рынка предоставления услуг связи во всем мире идет одним и тем же путем. Основной тенденцией развития сетей связи на железной дороге является планомерное перевооружение сети и использование цифровых систем передачи данных, сочетающих технологии SDH и NGN. Оборудование, предлагаемое нашей компанией, сочетает в себе функции обоих стандартов, и это наилучшим образом подходит для сетей связи ОАО «РЖД» сегодня.
Развитие NGN может обеспечить реализацию всех основных потребностей заказчика в услугах связи, но у сетей данного стандарта есть особенность. И при внедрении этой технологии на сетях связи ОАО «РЖД» возникают определенные ограничения. Так, в стандартах с пакетной передачей информации всегда остается вероятность того, что информация может быть доставлена с превышением некоторого регламентированного лимита времени. А ведь от своевременной доставки сообщений на железной дороге зависит безопасность движения поездов. К примеру, отправляя по сети связи указание перевести стрелку от станции А на станцию Б, мы должны быть уверены, что оно будет получено без коллизий и в установленное время. NGN, хотя и обеспечивает доставку сообщений без потерь, не всегда может гарантировать, что эти сообщения придут в определенный момент времени. Конечно вероятность неполучения информации в заданный срок можно свести к минимуму, однако при использовании любого из методов, происходит удорожание относительной стоимости участка сети связи, следовательно, исчезает эффект по внедрению NGN.
Оговорюсь, что в целом это достаточно сложный вопрос. И не хотелось бы сегодня делать однозначного вывода: «допустимо» или «не допустимо». Этот вопрос еще требует всестороннего изучения и научного обоснования.
Говоря «NGN», мы подразумеваем передачу любого вида информации: голоса, данных, видео, сигналов телемеханики, телеуправления - с использованием протокола Ethernet.
Сейчас основу построения цифровых сетей ОАО «РЖД» составляют SDH-сети, но, по нашим оценкам, уже более 20% - смешанные сети, которые могут работать и как с SDH, и как с NGN.
— Компания «Российские железные дороги» уже несколько лет является одним из ключевых партнеров вашей компании. Какие именно решения, разрабатываемые НАТЕКС, внедряются на железной дороге?
— Исходя из цели, стоящей перед холдингом, наша компания разрабатывает стратегию развития в соответствии с которой железнодорожникам предлагаются продукты, уже зарекомендовавшие себя в других отраслях. Основное оборудование, с которым НАТЕКС работает на железной дороге, это цифровые системы передачи данных по волоконно-оптическому кабелю. Мы уже несколько лет поставляем оборудование серии FlexGain: семейство SDH-мультиплексоров - FlexGain A155/A2500/A2500Extra и семейство мультиплексоров - FlexGain FOM. Кроме того, ОАО использует наши цифровые модемы семейства FlexDSL Orion/Orion2/Discovery для передачи данных по медным кабелям. НАТЕКС первым реализовал технологию G.shdsl.bis в модеме FlexDSL Orion2, что позволило увеличить скорость по одной паре кабеля до 5,7 Мбит/с. Все это оборудование работает под сертифицированной единой системой управления телекоммуникационным оборудованием FlexGain View.
Доля продукции НАТЕКС в сетях связи ОАО «РЖД» различна, в зависимости от вида оборудования. Оборудование SDH - около 15%, так как эти линии связи на железных дорогах существуют уже довольно давно. Если же взять цифровые системы передачи данных, в которых можно применять технологии NGN, то их доля - около 50%. 100% поставляемого нами сегодня оборудования готово к внедрению на сетях NGN. Объем оборудования цифровых систем передачи по медному кабелю, мы оцениваем как 30% .
— В каких проектах на транспорте используются радиотехнологии, разработанные и поставляемые вашей компанией?
— Сейчас НАТЕКС находится на стадии исследований по применению оборудования широкополосного радиодоступа, семейства Nateks-Multilink, на железнодорожном транспорте.
Ближайшие год-два могут стать ключевыми в принятии ОАО «РЖД» решений по использованию широкополосного радиодоступа, т.к. в секторе предоставления мобильных услуг связи эта технология считается наиболее перспективной.
— Сегодня все более важным становится вопрос сочетания различных видов сетей связи в едином телекоммуникационном пространстве. Что в этой сфере предлагает ваша компания?
— Говоря о конвергенции сетей связи, мы возвращаемся к вопросу о NGN. Это уже неновая тенденция интеграции различных видов связи в единую сеть с целью передавать информацию по единому протоколу Ethernet. У нашей компании есть такое оборудование.
Многие компании используют SDH, потому что исторически их сети были построены на этой технологии, и им не требуется увеличения скоростей. Там, где необходимо наращивать объемы передачи информации, применяются технологии NGN, более выгодные, т.к. передача информации по протоколу Ethernet дешевле, чем в сетях с SDH.
Железнодорожный транспорт находится «между двух огней». Можно сохранить SDH-сети, но уже сейчас существует ряд задач, которые лучше решать с помощью NGN: строительство локально-вычислительных сетей, сетей передачи данных, и т.д. Тем не менее, эта транспортная среда не способна выполнить задачи по созданию каналов с гарантированным временем доставки, каналов для передачи команд управления телемеханики и телеконтроля, каналов для оперативно-технологической связи.
Так, канал оперативно-технологической связи должен быть гарантированно предоставлен диспетчеру 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году. Сеть NGN может обеспечить функционирование этого канала, например, с надежностью в 99,5%. Поскольку существует определенная доля процента, при которой нет гарантии того, что в нужный момент времени диспетчеру будет доступен этот ресурс, выбор конкретного решения в данных случаях остается за SDH. С учетом сложившейся ситуации для сети связи ОАО «РЖД» наша компания рекомендует оборудование, сочетающее SDH и NGN-технологии.
— Каковы дальнейшие планы НАТЕКС по сотрудничеству с ОАО «РЖД»?
— В первую очередь, это продолжение работы с оборудованием для сетей SDH и NGN. Кроме того, мы разрабатываем предложение для ОАО «РЖД» по мобильной и станционной радиосвязи.
Следующее направление связано с развитием систем управления. Сейчас на железной дороге строится единый комплекс систем управления. Как один из поставщиков, НАТЕКС создал часть этой системы для уже установленного оборудования, которая была включена в единую сеть управления и мониторинга.
Еще один важный вопрос - это вопрос аутсорсинга сетей и оборудования. Существует предложения от ОАО «РЖД» и наши встречные предложения по предоставлению постгарантийных услуг, развитию сети, организации консультаций и обучения, помощи в случае необходимости и, наконец, экстренного восстановления, то есть по всему, что входит в понятие технической поддержки.
— Какое направление развития сетей связи Вы считаете самым перспективным? Разработке каких технологий ваша компания планирует уделять наибольшее внимание в ближайшие несколько лет?
— Если говорить о сетях связи на железной дороге, то наиболее перспективные направления - развитие цифровых сетей радиосвязи и предоставление полного комплекса услуг на основе технологий широкополосного беспроводного доступа.
Что касается систем передачи данных, то, очевидно, что на железной дороге и в дальнейшем будут использоваться волоконно-оптические кабели, на которых уже построена гигантская сеть; увеличатся лишь скорость передачи данных и состав передаваемых сообщений.
Закончить наш разговор хотелось бы тем, с чего мы начали. Рассматривая любую сеть связи, на любом из ее сегментов, необходимо оценивать аналогичные участки на рынке в целом. Услуга должна быть предоставлена качественно, вовремя, надежно и желательно за меньшие средства. Все остальное - особенности, которые нужно учитывать, но, в конечном итоге, они не могут быть определяющими.

Журнал «Connect», март 2007 г.

© АО «Корпорация Капитал-Технология», 1992—2024
Координаты
Телефон:
(383) 226-93-20
Факс:
(383) 226-93-40
Эл. почта:
2188650@kkt.ru